четверг, 23 января 2014 г.

Через ВУЗы к САПР. Часть 2


Продолжаю начатое.

Тезисы которые я неоднократно озвучивал при личных беседах с вендорами, и которые озвучены ниже:
  1. участие компании в формировании учебных планов по специальностям, предметам (пересекается с п.3 из предыдущего сообщения)
  2. мотивация студентов путем повышения их востребованности и облегчения трудоустройства талантливых ребят
  3. мотивация талантливых школьников - куда можно поступить, чтобы продолжить обучение по интересующим направлениям
  4. конкурсы не вообще, а с конкретным заданием типа того, что идут на grabcad
  5. модификация и разнообразие конкурсов.

Отдельно ряд взаимосвязанных тезисов:
  1. Конкурсы для преподавателей и учебных заведений
  2. Обучение ВУЗов средствами ВУЗов (на к.с. звучало предложение от ц. Специалист МГТУ им. Баумана, о возможности их участия в данном процессе)
  3. обмен моделями, база моделей
  4. Make Fire, FabLab  - помощь в создании микротехнопарков на базе точек присутствия.
Сегодня речь   пойдет о первой части тезисов.


Увы, большую часть из них я озвучиваю исключительно в личных беседах. На том же КС от Autodesk это сеова было озвучено не публично, а в личных беседах. Причина простая - как-то теряешься с такими мелкими и локальными глупостями, когда выступают очень маститые люди со своими громадными и глобальными трендами и проблемами... ;)


Теперь более подробно по приведенным тезисам. 
Общее ко всем пунктам - кнут и пряник более эффективны в совокупности, чем каждый по отдельности. Сейчас у вендоров есть ряд реальных пряников и много условных (условных с точки зрения ВУЗов), но практически нет "кнута". Далеко не все ВУЗы, увы, понимают, что бесплатно розданное ПО - это пряник. Многие считают что раз это "всеобщая халява"... то и пряника нет. А раз так, и нет кнута - то и не зачем напрягаться. Напрягаться начнут или в случае появления кнута, или в случае появления того, что посчитают реальным пряником для себя. В случае, если ВУЗ потратил деньги и купил софт, то нередко ВУЗ начинает считать себя чуть ли не кормильцем-благодетелем по отношению к вендору, и это не смотря на существенные скидки по ценам на лицензии. В этом случае лишь некоторые ВУЗы напрягаются, чтобы деньги не были потрачены впустую, остальные почивают на лаврах.

Наличие кнута может многих отпугнуть, но в то же время может заставить некоторых более ответственно отнестись к вопросу внедрения САПРовского ПО в учебный процесс.
Как мне кажется - оптимальным является наличие:
  • общей "плюшки"/"пряника" в виде бесплатного ПО для ВУЗов, школ, учащихся и сотрудников, без "кнута" в виде обязательств, но и без других пряников
  • наличие продвинутых "плюшек" для ВУЗов и преподавателей, которые можно получить участвуя в продвинутых отношениях, с обязательным появлением "кнута", за невыполнение.
  • Создание уровней. На каждом из уровней свой уровень плюшек, но и свой уровень кнута.
Теоретически, на сколько я понимаю, нечто схожее Вендоры и стараются организовать через систему "точек присутствия", "авторизованных центров", "центров компетенции"... Если я правильно понимаю сам процесс. Как мне кажется тут нужно просто расширить и углубить. Дальнейшее не критика - просто предложения. Предложения/соображения о плюсах, минусах и вариантах действий. Плюсах и минусах не только для ВУЗов, но и непосредственно для Вендоров. Все нижеописанное - чистое IMHO.

1. Планы по специальности.
Естественно, что компании вендору типа Autodesk, Dassault, PTC, Siemens, Аскон делать больше нечего, кроме как составлять планы специальностей или предметов. Но в то же время, компания заинтересована в повышении уровня образования вообще и уровня компетенции студентов относительно конкретного списка ПО и технологий. А именно, своих ПО и технологий. И не очень заинтересовано в продвижении технологий от конкурентов.
Варианты решения - помощь в налаживании связей различных ВУЗов как внутри стран СНГ так и вовне, и поощрение их в разработке правильных с точки зрения вендора планов. А также контроль за тем, что обучение соответствует планам.
О поощрениях будет сказано позже, в пункте про конкурсы для ВУЗов. Что касается соответствия планов - то тут проще. У большинства Вендоров есть такая вещь, как сертификация. Можно сделать специально для ВУЗов, отдельную бесплатную, но обязательную сертификацию студентов по окончании отдельных предметов (в планах которых, ВУЗ заявил об использовании ПО Вендора ). Естественно что кнут в виде обязательной сертификации студентов, как выпускного экзамена появляется только для тех ВУЗов, которые решили взять на себя подобные обязательства понимая, какие есть плюшки и проблемы. Также следует отметить, что успешно пройденная сертификация - превращается в бонус для самих студентов (и для ВУЗа), а не пройденная - аналогичный кнут для обоих категорий.

Со стороны Вендора наиболее простым вариантом участия в составлении учебных планов, является определение продуктов и техник которые должны быть отражены в программе, и рекомендация наиболее адекватных программ разработанных самими ВУЗами (как по запросу Вендора, так и по собственному желанию), как отправных точек для других ВУЗов. А также информационная поддержка (например совместное письмо, от ВУЗа и Вендора) при общении с министерством. Как мне кажется оба пункта не должны сильно увеличить нагрузку на Вендоров.

2. Мотивация студентов.
Увы в наше время не всегда так выходит, что талантливый студент побеждающий, или даже просто участвующий в конкурсах, потом может нормально трудоустроиться по специальности, или близко к тому. Поиск мест трудоустройства затруднен также тем, что практически  везде требуют наличие официально подтвержденного опыта работы  в 2-5 лет. Также часто требуется умение работать в определенных САПР. Это с одной стороны.

С другой многим клиентам Вендора внедрившим у себя его ПО, нужны молодые и талантливые ребята с хорошим уровнем компетенции как по профессиональным вопросам, так и по использованию ПО.

Если Вендор станет тем мостом, который поможет ищущим найти друг друга, это даст как серьезную мотивацию для студентов, так и конкурентное преимущество в глазах студентов, с точки зрения того, чье ПО нужно изучать для "гарантированного" трудоустройства. Также это приведет к еще большему удовлетворению клиентов.
Кроме непосредственно PR результата, может быть еще и экономический эффект. Ведь увеличение числа сотрудников использующих Ваше ПО начнет требовать необходимости закупки новых лицензий, и даже расширения списка используемого ПО.
Если я не ошибаюсь, то на текущий момент подобная программа есть только у компании Аскон, но она работает уже достаточно давно и эффективно хоть и не совсем так, как тут описано. Прошу поправить меня если я ошибаюсь, ибо любое дополнение тут крайне важно.

Естественно, что такой шаг кажется относительно простым и логичным, для многих представителей образования. Но он же имеет существенно меньший отклик среди промышленности и коммерции, а также может стать проблемой для компании Вендора, в виду того что на текущий момент у них просто нет ресурсов чтобы взвалить подобный крест на себя. Кроме прочего это еще и очень существенная ответственность. Ведь клиенты Вендора будут выбирать по Его рекомендациям. Что иногда может быть чревато. Также, следует отметить, что подобная инициатива может дать положительный эффект только в случае глобальной (в рамках РФ/СНГ) работы. В то же время наиболее простым является  данная программа в рамках Москвы и некоторых больших городов.

Как мне кажется с данными проблемами нужно бороться постепенно, при этом привлекая сами ВУЗы (наиболее активные), предприятия, которых это заинтересует, уже существующих партнеров (по каналу дистрибьюции). Более подробно об этом будет при разговоре о конкурсах для ВУЗов.
Также достаточно элегантно можно решить данную проблему, если заключить партнерство с кем-то из хедхантинговых компаний. Благо они сейчас плотно присутствуют на рынке. Мне кажется, что в данной инициативе заинтересованы все стороны - и Вендор, и рекрутинговые компании, и партнеры-дистрибьюторы, и ВУЗы и даже предприятия.
При таком сотрудничестве Вендор может вполне спокойно, без мобилизации дополнительных ресурсов внутри себя, получить эффективное решение.

3. Мотивация школьников
На текущий момент, все ВУЗы очень сильно критикуют текущий уровень школьного образования. В то же время талантливые школьники часто не могут найти те ВУЗы/кафедры, на которых они смогут продолжить учиться тому, что им интересно. Сейчас в виду повышенной конкуренции и борьбы за абитуриентов, увы далеко не всегда ВУЗы борются за абитуриентов повышением собственного уровня образования. Зачастую борются просто пустыми обещаниями и "хаем" на коллег.
Увы и школьник также далеко не всегда в силах проверить подобную информацию на правдивость. 
Создание канала, который позволит отдельным талантливым школьникам идти с меньшими усилиями по выбираемой стезе - может существенно облегчить жизнь всем. В то же время, Вендор может быть уверен, что школьника начавшего работать в том же Inventor еще в школьные годы, не переучат на SolidWorks или КОМПАС-3D, после того как он не найдет подходящей кафедры, и поступит на другую. И наоборот школьник изучивший правоверный КОМПАс, или там Creo не скатится на еретический солид.

Для этого хорошим подспорьем будут конкурсы для школьников. Небольшая помощь ВУЗовским и школьным коллективам - найти друг друга, а также пиар "коллективов" в соцсетях, с тем, чтобы школьники знали о том, что такая  информация существует и ее можно найти.
Большим подспорьем тут будет также и конкурсы для ВУЗов преподавателей. Они позволят разгрузить Вендора, или по крайней мере не сильно увеличить нагрузку. О конкурсах будет позже.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100