среда, 19 июня 2013 г.

Внедрение САПР в учебный процесс. Часть 4.2 Доступность ПО. Современные реалии

В прошлый раз говорилось о том, что влияет на доступность ПО вообще (с некоторым историческим экскурсом в темное (а может и светлое) время). Сегодня речь пойдет о том, что еще влияет на доступность САПРа применительно к вопросам его внедрения в ВУЗе


Первым делом следует отметить, что ВУЗ вряд ли похож на сферического коня, по крайней мере по поводу взаимоотношений с вакуумом. Это к тому, что должны быть в ВУЗе люди которые слышали о САПРе и даже видели его. Должны быть люди, не только те которые лет -дцать назад его "щупали", писали... но и те кто знаком с более современными реалиями. Кроме того у ВУЗа даже самого отсталого в данном направлении, скорее всего есть хоть какие-то наработки (например в виде методичек, "научных" статей) и должен быть хоть какой-то пул компьютеров и программного обеспечения. Все это может быть дико устаревшим... но оно уже есть. И кроме того что оно есть, оно будет накладывать свой отпечаток (см реалии кафедр) на весь процесс.

Естественно, что если мы говорим о внедрении современных технологий, то доисторические САПР выступают в качестве некоего трамплина, который можно использовать для более быстрого развертывания их современных аналогов, а также в качестве существенного балласта, который будет мешать развертыванию чего-то нового (особенно принципиально нового).

Что касается цен. Как уже неоднократно было написано многие вендоры и диллеры заинтересованные в вопросах распространения своего софта не на словах, а на деле, идут на значительные уступки по отношению к учебным заведениям, преподавателям, студентам.
Наиболее часто это выражается в предоставлении программного обепечения по льготным условиям (вплоть до полной бесплатности). Те же кто не готов по каким то причинам предоставить ПО "на халяву" (например в силу мнения, что к тому что досталось без труда и отношение будет соответствующее - т.е. никакое) предоставляют по значительно более демократичным ценам (в сравнении  коммерческим ПО). Правда тут следует заметить. что демократичность меряется преимущественно по нашим "западным" коллегам, но как показывает практика многие ВУЗы СНГ могут себе это позволить. Также интересным пунктом у многих из тех кто продает ПО учебным заведениям есть:
  • возможность получения ПО бесплатно на условиях гранта (например взяв на себя обязанности активно внедрять, и отчитываться перед вендором не только словами но и делами)
  • факт, что при покупке бОльшего количества лицензий цены на одно "место" существенно падают. Причем не редко оказывается, что купить 300 лицензий и более стоит столько же, или даже меньше, чем 10-20. (в этом случае часто требуют обосновать, что в ВУЗе будет использовано именно указанное количество лицензий, а не 10-20)
Все это делает ПО существенно доступнее, и все же.
1. Цена комплекса ПО. Доступность конкретного ПО складывается из цены на пакет лицензий (как с учетом текущих потребностей, так и в перспективе) всей номенклатуры необходимого ПО *1. При этом необходимо учитывать:
  • наличие/отсутствие студенческих версий (для домашней работы студентов) и их цена;
  • совместимость студенческих версий  и образовательных (бывают проблемы);
  • возможность работы студентами из дому на ВУЗовских лицензиях (или даже непосредственно на ПО (удаленный доступ)) и сложность реализации данного пункта (например наличие и стоимость интернета в области);
  • возможность (и стоимость) организации официальной сертификации для преподавателей и студентов;
  • совместимость с коммерческими версиями (из образовательной в коммерческую часто запрещено, но не всегда дают и из коммерческой перекинуть информацию в учебную (без потерь))
  • возможность выполнения исследований, грантов, коммерческой деятельности (коммерческое обучение, выполнение коммерческих проектов) на ПО и стоимость версий которые позволят это делать для ВУЗа;
  • необходимость, возможность и стоимость обновлений ПО.
Все эти пункты крайне важны. Согласитесь, что если ВУЗ будет работать на лицензионном ПО но не сможет обеспечить студентам возможность работы на  лицензионном ПО дома - это уже профанация. Не важно, что послужило тому причиной - высокая стоимость ПО для студентов, отсутствие нормального интернета в области для раздачи лицензий, условия договора, по которому студенты могут работать только в ВУЗе, несовместимость версий. Не важно! Важно, что учебный процесс - не обеспечен. А значит нет внедрения. А значит ВУЗ не "отмазался" от вендоров и сделал "хорошую мину", а лицемерно подставил студентов, да еще и неправильно воспитывает.

Итог - оценка доступности по данному пункту - нужна.

2. Отсутствие ПО. Данный пункт, раз мы идем официальным путем заключается только в том согласен ли вендор/диллер (про)дать ПО учебному заведению и его студентам. В современном мире такое бывает не часто но бывает. Я знаю одну САПРовскую серьезную фирму, которая  в свое время отказывалась продавать даже коммерческие лицензии даже западным ВУЗам аргументируя это тем, что ВУЗы - "источники пиратства". Заметьте что речь идет не о ВУЗах бывшего Союза, а об известных и авторитетных западных университетах. Так это или не так - оставим на совести и вендора и ВУЗов. Тем не менее, как говорилось в прошлом пункте отсутствие или высока стоимость "студенческих" версий может стать преградой внедрению. А следовательно ПО можно назвать отсутствующим.

Итог - в нашем случае многие пункты входят в то что описано в первом критерии. Значит сливаем с первым и все.

3. Инсталяция. Если говорить о современных CAD/CAM/CAE системах, которые могут быть внедрены в ВУЗах, то за редким исключением, и установка в ВУЗе и установка на домашнем компьютере студента - не вызывает особых проблем. По крайней мере в минимальном объеме. Если говорить об автоматизированных установках на большом количестве машин, если говорить о тонкой настройке ПО - могут быть проблемы, но основная часть современного ПО работает по принципу "взула и забула" (с), т.е. установка по умолчанию не вызывает особых проблем. Если говорить о PDM, и о системах тесно интегрированных с PDM (например Catia v6), то тут все еще не все так просто. Не просто поставить. не просто настроить. А без настройки - все равно, что для проектирования "голый Windows" использовать. 
Итого получается ряд вопросов:
  • сложность локальной установки (с учетом использования сервера лицензий)
  • сложность автоматизированного развертывания
  • сложность настройки до необходимого уровня (особенно при авт. развертывании)

Сюда же наверное стоит отнести автоматизированное обновление, управление лицензиями и пр.

Отдельным пунктом следует упомянуть русскоязычность, ГОСТы и региональные стандарты. Большинство CAD систем уже имеют и русскоязычный интерфейс, и даже русскоязычную справку (качество обоих пунктов оставим в стороне, но есть). С CAM и CAE - часто сложнее, даже если это модули в ПО у которых уже есть русский язык в модуле CAD. Если честно мне часто кажется что наличие переведенного интерфейса часто создает бОльшие проблемы, нежели его отсутствие. Для ВУЗа я считаю англоязычность интерфейса плюсом для студентов. Но студенты не любят англоязычные программы еще больше чем "старики" на которых многие ругаются. 
Что касается ГОСТов, СНиПов и прочих стандартов. На мой взгляд только чисто двумерные да текстовые редакторы могут обеспечить полную поддержку стандартов в том виде в котором часто требуют "специалисты" по стандартам, и когда заходит речь о трехмерке с двухмеркой по трехмерке, то тут получаются проблемы даже у наших отечественных разработок. Но это проблемы не CAD, а проблемы чтения стандартов. Проблемы "выдавания" "желаемого за действительное" (например допущения и упрощения, как обязательное требование), проблемы отсутствия знания современных стандартов. А самое главное, не смотря на "отсылы" к ГОСТам, ЕСКД и пр. на деле отсылают к тому что называется скорее СТП, который могут, но просто не хотят переделывать под современные реалии. Тем не менее, для большинства CAD систем есть комплекты настроек под ЕСКД, которые решают многие из "проблем". Установка этих настроек на большом количестве компьютеров тоже не сверхсложная задача при технически грамотном подходе.

В связи с этим считаю, что вопросы работы всех в единых настройках - важным пунктом для упоминания, но вполне решаемым вопросом.

Итог, сравнивать нужно не на уровне CAD а на уровне комплекса

4. Удобоваримость интерфейса. Если говорить о CAD системах, то любые две системы со схожей функциональностью при некотором рассмотрении начинают казаться братьями-близнецами. Различия есть и порой существенные, но в основном функционале. В виде графического интерфейса схожего тоже не мало. У каждой системы есть свои плюсы и минусы в "юзабилии", но  в целом они вполне похожи в вполне приемлемы. Если говорить о специализированных системах (АСТПП) или CAM/CAE/PDM то тут несколько сложнее, но как показывает практика все САПРопроизводители дерут у конкурентов удачные решения и все стремятся в сторону упрощения, еще большей автоматизации и дружественности интерфейса. Следовательно даже если сейчас что-то где-то не сверх красиво, "гламурное" и удобоваримое к пользованию - то эти системы либо скоро вымрут, либо станут более "приятственными". Ведь лозунг "зачем Вам профессионал? Купите ПО!" приносит денег гораздо больше (причем покупателю часто кажется что и ему, и увы, он не всегда не прав).

Итог - сравнивать по данному пункту для внедрения в ВУЗе считаю не особо целесообразным

5. Справка. Большая часть справочных пособий наиболее распространенных САПР систем уже имеет русскоязычный вариант. Иногда он доступен прямо в интернете, иногда устанавливается с ПО, иногда доступен только через официального продавца (который этот хелп и перевел). В большинстве Help'ов есть некоторое количество учебных примеров позволяющих осуществить быстрое знакомство с программным обеспечением. Во многих справках счет подобным примерам идет уже не на единицы, а на десятки и есть примеры в т.ч. по отдельным модулям. Англоязычные справки почти всегда доступны, особенно при официальном приобретении. Особняком тут стоят специализированные системы (например CAE) в которых справки не всегда достаточно для их полноценного изучения с нуля человеком далеким от отрасли, ибо нужно специфическое образование, которое в справке не всегда изложишь. А также PDM системы. Впрочем последние нельзя назвать распространенными, особенно в ВУЗах. Хуже того. Не смотря на дикое желание продать PDM на производственные предприятия. при разговоре о ВУЗах вендоры и диллеры не понимаю зачем это учебным заведениям. Причем нередко не только не хотят плодить конкурентов или лишаться денег от обучения новых специалистов на предприятиях. но и реально не понимают зачем (возникает вопрос, а понимают ли они зачем они продают предприятиям кроме как "срубить бабла").

Что немаловажно. Ряд игроков, для улучшения защиты от копирования перевел справку в интерактивный режим на собственных движках на базе ajax, java и др. Такой вариант часто удобнее, но увы не всегда (я встречал программы с абсолютно неудобоваримым поиском). Кроме того нередко ВУЗам желательно это дело распечатать (особенно если речь идет о пошаговых инструкциях), а распечатка из подобных движков - затруднена, и очень остро не хватает старого доброго  pdf

В общем итог - с этим достаточно неплохо у всех игроков, но сравнивать конкретные примеры все же желательно. Критерии для сравнения:
  • справка русскоязычная или англоязычная (вся и необходимые разделы)
  • наличие интерактивной справки
  • наличие pdf версий
  • наличие пошаговых инструкций уроков, Geting Started особенно по желаемым модулям.
6. Учебные пособия. Книги, видеоуроки, семинары/вебинары... их наличие, их количество, их качество, их полнота, их язык - вот то, что очень сильно повлияет на возможность внедрения САПР в ВУЗе. Лучшим вариантом являются те программы по которым наибольшее количество информации. правда следует сделать оговорку -  упор, все же  не просто на количество. а на качество. Что толку от 100500 книг по AutoCAD'у, если после отсеивания дубляжа останется три, которые описывают 20% его возможностей (правда из которых используют только 10% в лучшем случае). В интернете много информации по самому разному ПО. Если обратить взоры на некоторые сайты то там окажется много всего вкусного, по ценам более привлекательным, чем в официальны источниках... Но все равно, информация есть не вся, и уж тем более не вся на русском.

Итого информации много, толковой мало, раз так то эти вещи нужно учитывать. Критерии:
  • количество уникальных книг (с точки зрения копирайтинга, а не гениальности)
  • количество видеоуроков
  • количество интерактивных, пошаговых инструкций
  • наличие вебинаров, мастерклассов
  • доступность этих материалов на языке оригинала, на английском языке, на русском.

7. Системные требования. Увы этот пункт является крайне важным в виду отсталость системы образования по компьютерной технике в целом. Причем как применительно к технике ВУЗа. так и применительно к технике на руках у студентов. У кого-то все хорошо... кто-то может в короткий срок провести "революцию" во всем ВУЗе или отдельно взятом его подразделе... кто-то может привлечь спонсоров... кто-то вынужден жить с тем, что есть.

Если мы говорим о внедрении САПРа в масштабах ВУЗа то речь идет не только о том чтобы найти компьютеры для ВЦ. Речь идет и о помещениях, и о вспомогательном оборудовании  (принтеры, плоттеры, проекторы, интерактивные доски, графические планшеты, манипуляторы, микростанки с чпу, 3D принтеры....) и о серверах, и о ЛВС и о куче всего остального. Естественно, что все это упирается в возможности ВУЗа, его желание и текущее состояние.

Что может показаться странным - не всегда САПР верхнего уровня сейчас "кушают" больше чем среднего или даже нижнего... Даже на студенческих проектах. Кроме того тут стоит отметить, что некоторый софт может работать из под Linux, а кому то обязателен Windows. Помня об MSDNAA для ВУЗа это не так критично, как для предприятия, но все же могут быть варианты. Ведь на Linux организовать multiseat гораздо дешевле. Также следует отметить, что использование современных возможностей удаленной работ, как сейчас модно говорить облачной, тоже может существенно сэкономить затраты на развертывание полноценного внедрения САПР (как в режиме частного так и внешнего облака)

в общем...
Итог - системные требования, текущее состояние вычислительного парка, потребности и перспективы - необходимо учитывать, причем в широком понимании техники, а не только компьютеров.

8. Внешняя инфраструктура. Это все те внешние факторы которые могут помочь во внедрении конкретного ПО. Например это промышленное предприятие, или даже целый холдинг который заинтересован в выпускниках обладающих знаниями конкретного ПО. Даже если он особо ничем не будет помогать, но трудоустройство на нем будет считаться престижным или выгодным - это будет уже хорошим стимулом к изучению студентами ПО, а значит поможет во внедрении. Если же данный партнер (вендор, диллер, коммерческая организация, промышленное предприятие) еще и немного помогут - специалистами, консультациями, обучением, реальными примерами работы, стандартами, методиками, настройками - то внедрение существенно ускорится.

Как итог - данный пункт нужно учитывать в плане можно ли получить какую-то помощь от внешних партнеров и какую.

9. Внутренняя инфраструктура. К сожалению на данный момент ни вендоры, ни диллеры, ни даже крупные промышленные предприятия (даже если действительно хотят) не могут себе позволить сильно распыляться на ВУЗы, ибо своих спецов не так уж и много, и отвлекая их можно пролететь по основным направлениям, которые являются и тактическими и стратегическими. Особенно с учетом того, что помощь ВУЗам если и начнет приносить свои плоды, то только в стратегическом плане, и увы не скоро. Кроме того не является гарантией, что вложенные деньги не просто хотя бы окупятся, но не нанесут вреда. А то учишь их, помогаешь им... а они бац - и ушли к конкурентам (это скорее довод для предприятий, чем для вендоров, и преимущественно по отношению к студентам). Раз так то необходимо развивать внутреннюю инфраструктуру. И, увы, тут проблемы те же, никто не даст гарантию, что обученный специалист, в которого вложены существенные деньго-часы не уйдет вдруг в другой ВУЗ (вряд ли но возможно), или на предприятие, или даже к вендору. Тут нужно заниматься взаимовыгодным сотрудничеством (совместно с п.8) и выстраивать долгосрочные доверительные отношения кроме прочего. Но естественно что внутренними спецами нужно заниматься. А их наличие отсутствие (или возможность "создания") на текущий (и в ближайшей перспективе) момент влияет на вероятность внедрения и доступность САПРа.

Итог - нужно учитывать. Нужно учитывать наличие собственных коллективов и отдельных специалистов которые могут тянуть на себе конкретные направления и конкретное ПО

10. Сообщество. Необходимо не только учитывать его наличие, но и усиленно заниматься его созданием. Причем это может прозвучать странно, но ВУЗ заинтересован в создании подобных сообществ (особенно локальных) даже больше чем вендоры-диллеры-предприятия. При этом нужно учитывать, что наличие специалистов не значит наличие сообщества. Кроме того ВУЗу необходимо заниматься по сути сразу тремя сообществами - внешним, внутренним преподавательским и внутренним студенческим.

В то же  время без поддержки (хотя бы информационной) вендора-диллера подобное сообщество создать крайне сложно. Ведь нужно как-то найти пользователей в своем "районе-области", нужно их привлечь и пр. Не все специалисты работают не "в тени", но как показывает практика дилеры часто знают и таких вот теневых игроков, или как на ни выти.

Итог - нужно учитывать и создавать.

11. Компетенция и мотивация. Крайне важный момент. При наличии мотивации можно вырастить компетентных специалистов. Без нее компетенция не особо поможет. Тем не менее в ВУЗах всегда есть достаточно замотивированные личности с неплохой компетенцией, которые хотят сдвинуть дело с мертвой точки. При этом следует заметить, что обычно это не один человек, а несколько, иногда даже несколько коллективов. Но нередко, эти люди ратуют за разное ПО.

Задача начальства - найти их и поддержать, и направить в нужную сторону.

Итог - нужно учитывать.


***
Как видно есть некоторые различия в вопросах доступности ПО для современного внедрения в ВУЗе и того что описано в "историческом экскурсе".  Отличия не столько в пунктах, сколько в акцентах. Но оно есть.
*1. Следует учесть, что не все вопросы можно решить в одном ПО, а следовательно нужны дополнительные модули, или дополнительно ПО. При этом может оказаться, что необходимое дополнительное ПО не обладает скидками, и в итоге доступность решения на базе какой-то программы пусть даже бесплатной выходит дороже, чем на базе другой платной.

Другие сообщения из серии:



P.S.  Автор изображения - Мухин Дмитрий. Данная работа - одна из немногих, выполненных нашими студентами

2 комментария:

  1. Ого, целый научный труд.
    Сне понравилось. вы молодцы что пишете в этой области.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100