вторник, 11 июня 2013 г.

Внедрение САПР в учебный процесс. Часть 4.1 Доступность ПО. Экскурс в историю

Подозреваю, что  многих кто дочитал серию публикаций до сего момента есть некоторое чувств что его обманули. Называется серия "Внедрение САПР" а о самом САПР или внедрении и ни слова. Если можно - потерпите еще немного. Нужно еще буквально несколько побочных тезисов озвучить, и можно переходить к основной канве повествования. Сегодня постараюсь затронуть тему доступности САПР'овского программного обеспечения. При этом вопрос доступности не будет ограничиваться ценой.

Когда мы говорим о доступности чего бы то ни было, то в условиях рыночной экономики под этим все равно обычно понимается цена. Тем не менее те кто помнят времена "Союза" наверняка помнят, что цена и доступность были разными понятиями. Толку было от низких цен, если желаемый объект находился в повальном дефиците. При этом немаловажным являлось то, что даже желание переплатить не было гарантией получения желаемого. Нередко получить дефицитные вещи можно было только с помощью других не менее дефицитных. Кто-то может сказать, что в этом было виновато государство неправильным планированием и прочими "неправильностями". В каком-то плане да, но на самом деле достаточно часто дефицит создавался  и на местах, дабы его можно было обменять на другой дефицит (не исключено тоже созданный искусственно). Тому кто считает, что это тоже проблемы государства, я могу предложить посмотреть на тот же "форекс", в котором одними ефицитными мыльными пузырями торгуют дабы их обменять на другие. При этом спрос часто рождается не реальным положением дел, а просто следствием поведения огромного стада "трейдеров". Ну или почитать классиков сатиры о том как создавался этот спрос на местах.

Возвращаясь к предмету нашего разговора. В конце прошлого века и начале текущего, как многие помнят, программы "не стоили ничего". Даже если какое-то ПО продавалось (по реальным, а не "болваночным") ценам, то все равно это было не сравнимо по количеству "посадочных мест" с количеством "черных пользователей". А уж в "бедных ВУЗах" и подавно. Тем не менее не смотря на "отсутствие" разницы в цене тот же AutoCAD, а потом и SolidWorks (и ряд других) - были "ходовым" товаром, а новые версии чего-то вроде ANSYS, Catia, Unigraphics, Pro/ENGINEER, были в большом дефиците*1

Почему же данные продукты были в дефиците? Казалось бы цена на болванку - одинаковая, а возможности разные. Те кто помнят "те года" вряд ли забудут как знание и умение работать (а иногда даже просто установить) дефицитными считалось признаком профессионализма. Именно по этому многие пытались заполучить данное ПО. А заполучив разобраться. Дабы повесить "лычку" профессионала и себе. Но увы, получалось это не у многих*2. Не получалось разобраться в виду нескольких причин. Временно забудем о двух первых факторах (1. цена, 2. "отсутствие наличия") и давайте рассмотрим остальные. 

3. Инсталляция на грани фантастики. Я хотел начать с интерфейса, но понял, что начинать нужно с начала. Ну предположим Вы победили два первых пункта, и как то обрели такой желанный дистрибутив. Вы его начинаете устанавливать... и у Вас ничего не получается. В лучшем случае оно просто не ставится. В худшем приходится перебивать систему и восстанавливать потерянные данные. Причем по какой причине перестали работать другие программы, или куда удалились отдельные папки... Кто-то не любил названия в пробелах  пробелы в названиях и при этом пытался установиться в "Program Files". Кто-то не любил кириллицу, где бы она не находилась. Кто-то... в общем вариантов было многое. Что интересно некоторые проблемы вылазят до сих пор. Вроде устранили.... а они возьмут и вылезут на отдельном компьютере после очередного сервис пака (при этом на других - все ок). Итого многие новички срезались на первых двух этапах, а кто не срезался, того ждали серьезные испытания при попытке установить ПО.

4. Юзерфрендли? Не, не слышал! В виду наличия огромного количества возможностей и ориентацию на решение множества разнородных задач (да еще и часто в связанных между собой вариациях) данные программы обладали несколько более сложным интерфейсом, который часто "отпугивал" "новичков" уже своим видом. Обычно это нечто "черное", с кучей кнопок, с кучей меню невероятной вложенности, с кучей всплывающих окон (да еще и на английском). Тыкаешь в одно место а у тебя сразу "вываливается" десяток окон. Одни окна перекрывают другие при работе. Нужно окно еще по пробуй найди. Я уж не говорю о том что с ними со всеми делать. Пока не введешь то что нужно тебя не отпускают, и еще и не всегда сообщают чего от тебя ждут. Выполняя одно и то же в разной последовательности получаются принципиально разные результаты (а иногда просто не получаются). Дабы внести небольшие изменения приходится действовать по принципу "наша песня хороша, начинай с начала". Особенно на первом, начальном этапе.
В общем достать то ты достал, даже поборол установку... но что делать дальше?!!

5. Help!  Говорят что современный "русский" пользователь не привык читать инструкции. Таки да. Я не буду говорить за времена Союза, но девяностые и двухтысячные нас неплохо приучили к тому, что и оборудование и ПО часто поставляется без какой либо текстовой сопроводительной информации. Достать что либо вместе с инструкцией это уже счастье (язык инструкции дело десятое)*3. Даже продавцы лицензионного ПО нередко вырезали справку и продавали ее отдельно, причем исключительно в распечатанном виде (нередко потому что сами ее получили в таком же виде, а не потому, что не хотели распространения справочных материалов). Электронная справка передавалась "под палатями" и по большому блату, под строжайшим секретом (никому не говори что она у тебя есть) и част за деньги. Получить доступ к электронным материалам, пусть не ко всем, пусть к частично сканированным, псть без страниц, пусть в плохо читаемом виде, пусть в виде html но без картинок или анимаций, пусть на ###ском языке - это было за счастие. Она тут же печаталась, репринтилась и вообще всячески дублировалась для работы. Вообще  с электронной справкой на маааленьком мониторе, постоянно переключаясь между окнами программы и справки поколению выросшему на книгах было не удобно. По сему справка, в каком бы виде не пришла, почти  всегда почти сразу пыталась перевестись в бумажный формат не взирая на цену. Все эти танцы с бубнами были еще и от того, что обучение - тоже стоило денег, и зачем отдавать материалы по которым человека хоть как-то но может научиться, а без которых -увы, если за это тоже можно взять деньги?! По отданной справке выучиться может не один человек, по этому ее обладание было нужно начальству. А обученный на стороне сотрудник далеко не всегда будет делиться информацией с сослуживцами. В этом случае он нередко выступал на стороне продавцЕв. Только в очень сплоченных коллективах было по другому.

6. Лучший подарок это книга! В те времена справка это обычно сборник максимально сухой справочной информации которая дает короткую информацию о том что делает конкретный инструмент и какое поле ввода данных для чего предназначено. Условно говоря это название лекарственного препарата и его химический состав, а дозировка и применение оставляется на мнение врача, который знает, что в каких дозах в сочетании с чем и для чего нужно. Аналогично и со справкой. Ни тебе "быстрого старта", ни примеров использования и решения конкретных задач. Подобные примеры ранее были в книгах. Которые нередко являлись расширенным вариантом справки разбавленным примерами конкретного использования документа. Русскоязычных книг было еще меньше, чем доступных иностранных (напомню, что речь идет о дефицитных программных продуктах). О ценах - можно вообще умолчать (а можно отослать к статье В. Талапова "Компьютерное проектирование: чем обеспечивать учебный процесс?" с которой многие сегодняшние тезисы пересекаются). На начальном этапе подходит практически любая книга. если она хоть немного по делу. На втором этапе хочется читать книги только если в них не меньше 60% полезной информации. На третьем уровне готов перерабатывать горы информации ради крупиц. В последнее время в дополнение к книгам нередко можно назвать видеопособия или интерактивные курсы, по сему лучше говорить не о книгах, а об учебных пособиях.Еще не маловажным, если говорить о внедрении САПР являются не только учебные пособия. но и методики, "лучшие практики", стандарты, нормы...

7. Бессистемные требования. Если для того же AutoCAD'а подходил практически любой компьютер, то отдельные программы отказывались работать на компьютерах, если их что-то не удовлетворяло. Это могло быть разрешение экрана (для того чтобы уместить все нужные диалоговые окна), мог быть объем оперативной памяти, или объем дискового пространства необходимого для инсталляции или работы. Кому-то нужно было специфичное оборудование (например мышь обязана была быть трехкнопочной). Иные программы даже запускались, но работать на них было крайне не удобно. Иные запускались и работали, но, допустим чертежи могли выдать только на определенные принтеры (по крайней мере без шаманских плясок). Было вполне естественно, что "легкие" программы нижнего уровня требовали меньше ресурсов, нежели тяжелые "верхнего". Тяжелые долго запускались, медленно крутились даже на простых деталях... и не важно что если минимальный порог был превышен, то можно было открыть существенно более сложные проекты, в отличии от более простых программ (на "крутых" программах они открывались медленно, но открывались, на "не крутых" - не открывались вовсе). Сейчас временами ситуация обратная (если говорить о чистом CAD) и тяжелое ПО требует меньше ресурсов, запускается быстрее, весит меньше. Но если говорить о более широком спектре (включая PDM) то чем навороченнее комплекс ПО тем все же больше он себе хочет.

8. Внешняя инфраструктура. Речь идет о тех, кто может предложить нормальное внедрение, консультационные услуги, сопровождение, обучение... Преимущественно речь идет о крупных игроках рынка САПР, но не только. Есть игроки которые занимаются только одним вопросом (например обучением), но занимаются не хуже больших. Если внешняя инфраструктура отсутствует то ПО может быть слабодоступным даже при его полной бесплатности.

9. Внутренняя инфраструктура. Если говорить не об одном человеке, а об организации, тем более крупной, то если внутри нее никто не будет тянуть на себе груз ответственности и не будет заниматься внедрением, обучением, сопровождением, принятием решений, что тут можно справиться собственными силами, а тут желательно привлечь кого то со стороны, то сдвинуть с места данный камень будет не под силу. Также следует отметить, что возможны конечно варианты совмещения нескольких сфер ответственности, но "водитель - помни, если одна рука у тебя на баранке, а вторая на коленке рядом сидящей девушки - и то и другое ты делаешь плохо!". Исключения возможны, но как правило, лучше выделять (или привлекать со стороны) людей, которые будут заниматься преимущественно вопросами внедрения. А компетентных людей не так уж и много. Наличие компетентных людей внутри коллектива - хороший критерий доступности.

10. Комьюнити. Модный нынче термин. Ранее назывался сообщество, или круг по интересам. Этот круг, это сообщество может быть виртуальным (с общением по сети), а может быть и реальным, например люди с одной или разных организаций, которые живут в одном городе и занимаются определенными вопросами (например конкретным САПРовским ПО). И в случае проблем с помощью сарафанного радио можно с помощью сообщества решить свои проблемы (причем нередко дешевле и быстрее чем через официальных представителей). Естественно что в таком сообществе должно быть развито чувство здоровой взаимопомощи (не обязательно бесплатной), оно должно быть достаточно большим и устойчивым с высоким уровнем среней профессиональности. Почему все это важно. Многие вопросы не описаны в книгах, справке. Их знают только те кто уже ранее решал эти вопросы. Далеко не все из тех что захотят ответить - знают решение. Далеко не все из тех что знают ответы - захотят их дать. Если сообщество небольшое, то даже при большей сплоченности вероятность получения корректного и быстрого ответа в среднем (в соответствии с  теорией вероятности) несколько ниже, чем в большом сообществе. А это делает ПО - доступнее.

11. Начало всех начал. На самом деле с этого пункта следовало бы начать, а не с цены, но данный пункт вообще часто забывают. Кто-то забывает подразумевая. Кто-то вообще не принимает во внимание в силу психологически причин. Я имею в виду исходный уровень компетенции и мотивация. Одно дело изучать ПО, если знаешь аналогичные и другое если не умеешь работать с компьютером вовсе. Одно дело, если понимаешь что тебе это нужно... И другое если тебя заставляют, или просто хочешь быть на гребне модного тренда потому, что он приносит деньги, но ничего для этого делать не готов. Одно дело, если понимаешь теорию заложенную в ПО, и другое если далек от нее.

Вот такие 11 факторов с историческим экскурсом. В следующий раз рассмотрим какое отношение это имеет к Внедрению САПР в ВУЗе.

*1. Кстати этим пользовались некоторые "черные" продавцы, заламывая за них несусветную по меркам нелегального рынка ПО цену - в десятки и сотни баксов. Я даже помню, как люди из одной, а иногда из нескольких (в т.ч. конкурирующих) контор скидывались дабы купить на рынке (или съездить в %Москву%), или купить в интернете такую желанную версию. Знаю также, что и до сих пор в наш прогрессивный век "интернетов" находятся люди которые продают (как в инете так и в реале) то, что можно найти бесплатно (в данном случае я не о диллерах, а о пЫратах). Также знаю, что данными действиями не гнушались и сами продавцы лицензионного ПО. Иногда весело смотреть на надувание щек в виду борьбы с пиратством, от тех людей, которые еще не так давно зарабатывали себе подобным образом "копейку"  на хлеб с маслом. Причем иногда в прямом, а не опосредованном виде.

*2. Тогда же на многих форумах возникла своего рода каста "профессионалов", которая раздувала собственное ЭГО (или как сейчас говорят ЧСВ) за счет "гнобления" новичков и "дилетантского" ПО. Нередко "профессионалы" все таки были профессионалами. Нередко они считали, что помогают найти путь истинный. В те года у меня не было интернета, чтобы участвовать в дискуссиях, задавать вопросы или отвечать. Но все равно, если честно, у меня выработалось стойкое неприятие к подобным "профи" и к площадкам на которых подобное поведение было нормой жизни. Когда у меня появился доступ к интернету я уже сформировал определенный уровень знаний и пониманий по предмету и читать "баталии" было крайне неприятно. После некоторого времени активной интернетовской жизни я понял причины подобному поведению (большое количество людей задающих одни и те же вопросы), и даже начал ловить себя на подобных действиях (причем не только в инете но и в реале, ведь работал преподавателем), и, по сему, свел свою активность чисто к чтению ради извлечения нужной информации. "Жить" на форумах, или других крупных площадках мне часто не уютно чисто по психологическим моментам. Слишком много пустопорожней брани.

*3. Лично мне несколько раз приходилось разбираться с репринтами ксерокопий инструкций к оборудованию написанном на иероглифах. При этом конечно же инструкция была не от той модели оборудования, а от "похожей". Некоторые игры и программы шли на немецком. Какие-то на английском. Ряд игр для приставок шел на китайско-японском. А ряд игр и программ шли вообще с вырезанными диалогами или изображениями меню. В ряде программ вместо текста отображались одинаковые квадратики... И ничего, и работали, и играли...

Другие сообщения серии:


P.S.  Автор изображения - Мухин Дмитрий. Данная работа - одна из немногих, выполненных нашими студентами

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100