четверг, 30 мая 2013 г.

Внедрение САПР в учебный процесс. Часть 3.2. Специфика ВУЗа - Внутренние реалии

В прошлый раз был озвучен тезис, что многие кафедры зависят от предприятий, для которых готовят студентов. Там же утверждалось, что подобное утверждение правомерно и для  ВУЗа в целом. Не смотря на то, что мне кажется, данный тезис должен вызывать меньшее сопротивление, нежели прошлый, давайте все же рассмотрим его


Итак, какие характеристики и особенности ВУЗа следует принимать во внимание, рассматривая вопрос внедрения САПРа? Давайте начнем с головы, с которой как известно рыба начинает гниение. Да, ВУЗ не рыба, но в ВУЗе с сильной, разумной, централизованной властью, нацеленной на актуализацию образования современным тенденциям и проблемам, вопросы внедрения чего либо перспективного могут быть более эффективными и менее болезными. А раз так то давайте опишем варианты.

Итого. описанный выше вариант наверное можно принять  за идеал. Это ВУЗ
  • с сильной, разумной, централизованной властью, нацеленной на актуализацию образованя современным тенденциям и проблемам,

Теперь начнем коверкать идеал. Тогда одним из вариантов является:

  • с сильной, централизованной властью, при отсутствии ориентации (или отсутствии интереса) к поддержанию уровня образования

В данном случае описывается случай, когда у руля стоит нормальный разумный человек не страдающий идиотизмом (что увы бывает и в академической среде), но в силу каких-то причин (например возраст) не сильно заинтересованный в переменах. Он в целом не против, но тянуть весь этот "геморрой"  (простите за грубость) ему увы не хочется ни под каким соусом. Вот если бы вдруг "Бац" и все внедрилось и снова работает как "по накатанной", то тогда да... но так как такого не бывает...

Следующим вариантом назовем:

  • с сильной централизованной властью, которая является противником изменений

Отличие от прошлого варианта в том, что теперь "представители власти" рассматривают изменения связанные с внедрением САПР (впрочем и не только) не с позиции "нам все равно" [(с) Маугли], а с позиции "позор джунглям" [(с) там же]. Любые изменения (а может не любые, а конкретные) воспринимаются "в штыки". Тому могут быть как адекватные причины (поверьте и в таком случае причины могут быть адекватными), могут быть политические...

И в данной публикации и в других о реалиях ВУЗа у меня очень часто упоминаются политические мотивы. В этих случаях речь идет не о приверженности конкретным политическим течениям страны, а чисто местные, внутренние дрязги и "разборки". Но поверьте в рамках ВУЗа  межличностные отношения значат едва ли не больше чем имя президента и название руководящей партии в стране.

Ладно, идем дальше.

  • власть в ВУЗе нацелена на прогрессивные идеи, но как таковой централизации нет - власть раздроблена.

Это может прозвучать странно, но этот вариант может даже оказаться несколько хуже чем предыдущий. Когда люди работают не "благодаря", а "вопреки" то пробиваются лишь единицы, зато те кто пробился становятся очень серьезными игроками, и не только на местечковом уровне. А вот когда власть придержащие хотят результатов, но сами ведут себя бестолково постоянно меняя решения (считая что каждое последующее направлено на улучшение) и пр... То в такой ситуации редко рождаются "диаманты". Никто тебе не ставит палки в колеса, вроде даже помогают и даже требуют результат, но столько всякой дребедени навешивается, столько рюшечек и финтифлюшек... Что весь запал уходит на создание этих "рюшек", а не на решение основной задачи. Причем даже если ты это замечаешь, то с тебя требуют рюшки-финтифлюшки, и ты просто физически не успеваешь сделать что-то кроме них. Есть такая пословица: "от дурной головы и ногам нет покоя" - она как раз лучше всего описывает данную ситуацию.

Два оставшихся варианта описывают ситуацию, когда централизованной власти нет и при этом либо "всем пофиг" на прогрессивные идеи и положительные изменения, либо вообще властьпридержащие люди преимущественно против.
  • власть в ВУЗе индифферентна и не особо нацелена на прогрессивные идеи, но как таковой централизации нет - власть раздроблена.
  • власть в ВУЗе против прогрессивных идеи, при этом как таковой централизации нет - власть раздроблена.
Почему я не считаю эти варианты худшими? Потому что как показывает практика в этих случаях не будет особой помощи, но и не будет ни особо палок в колеса, ни постоянной беготни из одной крайности в другую. Главное найти хоть кого-то из начальства кто поймет или по крайней мере поддержит начинания. И как показывает практика такие люди обычно находятся. Иногда просто считая подобное демаршем по отношению к остальным, который стоит поддержать просто дабы насолить другим.

Впрочем везде есть ньюансы и свои особенности, так что могу и ошибаться с выводами.


Что хотелось бы еще заметить?
Говоря о начальстве (или о власть придержащих)  в рамках данного текста не всегда имеется в виду высший должностной чин ВУЗа (ректор/директор).  Иной проректор (замдиректора) может оказать большую помощь, или создать большие проблемы.  Аналогичным образом препятствием или помощником могут стать декан или заведующий кафедрой.
Наверное следует пояснить. К примеру есть ректор ВУЗа, который в силу каких-то особенностей (например возраста) не готов заниматься новинками, зато есть деятельный декан. В этом случае вопрос внедрения САПРа, да и других перспективных вещей следует ограничить факультетом. В другом случае не смотря на сильную команду из ректоров-проректоров, есть в ВУЗе "человек и параход" (с) (причем что интересно, который не всегда вообще какой-то должностью обладает), который может зарубить любое начинание в виду своих регалий (академик, почетный, и по нечетный...).


P.S.  Автор изображения - Татаринова Дарина. Данная работа - одна из немногих, выполненных нашими студентами

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100