среда, 15 мая 2013 г.

Внедрение САПР в учебный процесс.Часть 1.1. Специальности и специализации.

Итак. Слова специальность и специализация уже звучали и в прошлой публикации. Для тех кто плохо знаком с данной спецификой системы образования требуется пояснение. С него и начнем.
Если быстро то: у любой кафедры может быть по сути любое количество специальностей. Если 0 - кафедра не выпускающая, т.е. нет своих личных студентов, которых ведут с 1го до последнего курса. Если больше 0 - кафедра выпускающая. Обычно в ВУЗах идет четкое разделение между общеобразовательными кафедрами (они как правило не являются выпускающими, и читают "чужим" студентам) и выпускающими. В последнее время в виду множества различных событий и веяний все чаще общеобразовательные кафедры стараются стать выпускающими. В то же время выпускающие кафедры начинают "сдавать в аренду" своих преподавателей другим кафедрам. Зачем и почему я постараюсь рассказать, но чуть позже, а пока вернемся к специальностям. У большинства кафедр количество специальностей, обычно, не превышает цифру 2, хотя есть и монстры с 5ю специальностями. В последнем случае нередко происходят процессы в результате которых из одной кафедры становится как минимум две. Ну да ладно.

Именно тем фактом, что у одной кафедры может быть несколько специальностей и объясняется тот факт, что количество специальностей обычно больше чем количество кафедр (даже с учетом того, что ряд кафедр не обладают своими специальностями) .


Идем далее. Также как у одной кафедры может быть несколько специальностей, у одной специальности может быть несколько кафедр. Вернее не так. Правильнее будет сказать, что по одной и той же специальности могут готовить несколько различных кафедр. А так как кафедры различны, и каждая по своему видит перечень, наполнение и структуру курсов по специальности (уж не говоря про различных преподавателей), то говорят о нескольких специализациях. И нередко, когда приводят сведения о ВУЗе, то говорят не про специальности, а про специализации. В таком случае цифры более внушительные получаются


Приведу пример из нашей жизни, для лучшего понимания феномена.


Есть у нас в ВУЗе кафедра ДПМ (динамика и прочность машин), с давних пор она ведет две группы студентов. Точно не скажу с какого времени, но с середины 90х каждая из групп принадлежала своей специальности - ДПМ (классическое, расшифровку см. выше) и ИТП (информационные технологии проектирования). Кафедра сугубо выпускающая, курсы всегда читала только своим, для общеобразовательных дисциплин (начерталка, инженерка, сопромат, теормех, детали машин..) привлекала соответствующие общеобразовательные кафедры.
В 2004 году общеобразовательная (на тот момент) кафедра "Теория Механизмов Машин и роботов" (сокращенно ТММ) решила открыть специальность, и просмотрев кучу материалов, решила, что ИТП - наиболее близко к тому, что хотелось бы читать. Из каких-то соображений (возможно из-за того, что специфика "выпускающей кафедры" была не известна, или по каким-то иным политическим моментам) специальность ИТП начала открываться совместно с кафедрой КГМ (у которой на тот момент уже давно были две свои специальности). А через год, по тому же пути пошла еще одна общеобразовательная кафедра - кафедра инженерной графики (ныне ГМКГ). Как итог: ДПМ - 2е специальности, КГМ - 3и, ТММиСАПР-1, ГМКГ -1, при этом специальность ИТП читают сразу на 4х различных кафедрах (принадлежащих трем факультетам).
Что касается специализаций, как уже говорилось, на каждой кафедре своя специализация по одной специальности. На примере все той же ИТП
  • ДПМ -
  • ГМКГ  - Компьютерные технологии обработки графической информации
  • КГМ - Компьютерное проектирование транспортных средств
  • ТММиСАПР  - Компьютерное моделирование механических систем
Вот как-то так выглядит этот бардак :)

Серия достаточно большая. Выкладывается по частям:

4 комментария:

  1. В ВУЗе, где я работал, примерно такая же история.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Собственно потому и пишу, что это общее для многих ВУЗов.

      Просто согласитесь Андрей, что внедрять одно и то же не получится для разных кафедр/специальностей/специализаций.
      Даже если брать продукты одного вендора. Возьмем к примеру тот же Autodesk.

      В рамках нашего общего "ИТП":
      кафедра КМГГ использует 3D Max, Maya
      ТММиСАПР: Inventor, Simulation Multiphysics
      ДПМ: Simulation Multiphysics, CFD
      КГМ: Inventor, AutoCAD

      пересечения есть, но задачи, подходы и софт все равно будет разный. От того что Simulation и Maya от одного САПРо-производителя, легче особо не становится с точки зрения обучения. Разные идеи, разные подходы, разная теория, разные цели... все разное. Включая инструменты (за небольшим исключением)

      Удалить
    2. Соглашусь, поскольку Autodesk сам разработал лишь AutoCAD и 3DSMax - все остальное куплено и работает все по-разному.

      Удалить
  2. Интересный "сыр-бор".

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100