пятница, 19 августа 2011 г.

Пару слов за то, что нужно делать

Долго ли, коротко ли, но надо прекращать только критиковать. Тем паче, что критиковать у нас умеют все. По крайней мере, так всем кажется. Хотя профессиональные признанные общественностью критики говорят, что работа критика не только неблагодарная, но и тяжелая. Мне до профессионального критика, еще кашлять и кашлять, а по сему продолжим повествование. Сегодняшний пост будет посвящен вопросам чего нужно делать для выходы из ж… кризиса. Или помня о том, что на Западе очень не любят это слово, из рецессии. Не совсем понимаю, какая разница как ж… кризис называть. Меньшей Меньшим он не станет.

Нечнем-с. Первое что обычно делают те, кто хотят «поднять» завод, это покупают новое оборудование (преимущественно производственное), ремонтируют и апгрейдят старое оборудование (например, ставят на старые хорошо зарекомендовавшие себя «ручные» универсальные станки системы ЧПУ). Тут все понятно. Железо оно и есть железо. Во первых понятно за что платишь. Во вторых непосредственно и сразу дает эффект сразу на производстве. А ведь именно производство, а не всякие там КБ производит те вещи, которые приносят деньги. В третьих его всегда можно продать, ежели что. В четвертых, оборудование само с завода не уйдет. В общем, сплошь аргументы «за покупку». И выскоая стоимость тут не такой уж и минус. И не только из-за возможности бОльших откатов, но и из-за того, что вся эта стоимость входит в «активы предприятия».

Если предприятие сотрудничает с иностранными заказчиками, или просто хочет быть «модным, стильным и современным», ну и при этом иметь меньше проблем связанных с лицензионностью и пиратством, то многие соглашаются потратить некоторое количество на лицензии, поддержку, обновления, обучение (приведено в порядке убывания). Понятное дело, что вопрос количества покупаемых лицензий далеко не всегда решается не из принципа, что нужно именно нам и в каком количестве. Тут важно и у кого из заказчиков/конкурентов что есть, и то, сколько все это будет стоить. Причем вопрос стоимости часто превалирует над всем остальным. Но при этом общая цена и количество лицензий выбираются часто не из принципа, сколько людей нужно усадить за ПО, а из принципа «после скольки купленных лицензий готовы закрыть глаза, на то что остальное будет не лицензионным». Может, я конечно ошибаюсь, но общаясь и с продавцами, и с потребителями, читая прессрелизы о «внедрениях» и данные о количестве сотрудников на предприятии я, к своему глубокому сожалению, все больше убеждаюсь в том что такая постановка имеет место быть. И отнюдь не редко. С какой то стороны, то что вендоры/дилеры входят в положение заводов это хорошо. Но сторона, к сожалению, не только одна.

Одной из проблем двух упомянутых пунктов по улучшению здоровья предприятий, является то, что мало кто понимает, что просто купить – не достаточно. И не важно покупается ли ПО или станок. Необходимо комплексное и грамотное внедрение. Причем, что интересно, это непонимание есть не только, у покупателей, но и у продавцов. И как я уже неоднократно писал, продавцы с удовольствием берут дополнительные деньги за сервис и внедрение, но, по сути, за воздух ибо сами не понимают что в это понятие входит, и что им нужно делать. В лучшем случае многие учатся делать внедрение на своих клиентах. Причем учатся с нуля. В худшем вообще ничего не делают. Многие продавцы не имеют не только понятия, но и гипотетических мощностей. Например, нужного количества грамотных специалистов. Причем как широкого профиля, так и узкоспециализированных. Большинство работает по принципу ввязаться в бой, а там посмотрим.

Не смотря на то, что многие компании уже не один десяток лет находятся на рынке, только недавно началась активизация подобных процессов, и опыта не так уж и много у большинства. И Запад нам в этом тоже не поможет. У них, на самом деле не намного лучше, да и не все их методы применимы к нашим реалиям.

Утверждая, что большинство не знает, не умеет и не может заниматься внедрением, я отнюдь не набиваю цену себе. Я не знаю, не умею, так же как и большинство. И опыт, сын ошибок трудных, у меня гипотетический, против реального у многих отечественных монстров рынка САПР. Просто я не боюсь признаваться в собственной неопытности, ибо не лезу зарабатывать деньги внедрением (по крайней мере, пока не лез), а им нужно крутиться.

Но все же, в любом случае, те «конторы», которые давно присутствуют на нашем отечественном рынке САПР, имею о внедрении гораздо больше понятий, чем люди никогда с подобны не сталкивавшиеся. А при учете, что внедрение не просто более эффективно, чем покупка, но, по сути, покупка без внедрения – малоэффективна.. Так вот при учете этого предприятиям нужны именно внедрения и оборудования и софта и передовых методик. Причем с моей личной точки зрений тут более важно не то, какой именно софт продает компания, а профессионализм и опыт команды. Как уже говорилось, любой софт придется дорабатывать и настраивать. Под любой софт придется что-то менять внутри предприятия. А по сему на острие вылазит именно опыт внедренческой команды в подобных процессах, а не возможности ПО.

Итак, есть две прямые и понятные всем задачи:

  • Обновление материально-технического обеспечения Предприятия
  • Внедрение (не покупка) средств автоматизации в проектно-производственный процесс

Прелесть данных задач состоит не только в том, что их необходимость очевидна, но и в том, что буде у предприятия деньги для решения этих задач всегда найдутся помощнички… Главное, чтобы это были «не халявщики, но партнеры» [(с) Леня Голубков, АО МММ]

В то же время есть ряд задач, в которых предприятию особо не поможешь. Вернее так. Найти помощников тоже можно, но в первую очередь вся тяжесть бремени ложится на предприятие, менеджерско-управленческий состав и п.

Что же это за задачи?

Начну с того, что, как уже говорилось ранее  на предприятии не хватает кадров. Просто не хватает по жизни. Значит нужно увеличивать число работников. Не сокращать, а увеличивать. Тяжело, но надо. Вторая часть, тоже следствие из приведенной ссылки – слишком большой перевес в процентном отношении на людей старшего и очень старшего возраста. Для того, чтобы предприятие развивалось, а не загибалось нужно уменьшать средний возраст сотрудников, омолаживать коллектив. Впрочем, это не значит, что нужно выгнать к чертям всех кто не проходит возрастной ценз, вне зависимости от их профессиональных качеств, а вместо них набрать кучу зеленой и неопытной молодежи, но подающих надежды. Если не будет, кому эту молодежь учить, они до старости только и будут что подавать надежду.

А следовательно необходимо «кровь из носу» добиваться возрождению на предприятиях контакта поколений, процесса обучения и передачи опыта. Причем желательно чтобы кровь носом шла не у сотрудников, а у менеджмента, который старается наладить подобную связь. Ибо если кровь пойдет у сотрудников, то простите из-за забот о собственном утраченном здоровье они начнут сильно сопротивляться любым процессам.

Как налаживать подобную связь (кнутами/пряниками и какими именно и в какой последовательности и в какой пропорции) – это отдельный и долгий разговор. Кроме того для каждого предприятия он свой. Но без этого толку от реформ не будет.

На очень многих предприятиях принята следующая тактика экономии: набираем молодежь на минимальную зарплату, обещаем возможность роста. Говорим, что сейчас они получают пользу не столько в денежном эквиваленте, сколько в накоплении опыта. И как только народ «накапливает» данный опыт и подходит с вопросами о повышении заработной платы, говорим, что вообще-то он нас не устраивает, выгоняем и набираем других, молодых на все ту же низкую зарплату. Это практика из разряда «скупой платит дважды, а тупой – постоянно». Она действительно дает некоторые тактические преимущества на начальном этапе, но в стратегическом, дает гораздо больше минусов. Это и подпорченная на много лет репутация, которую потом крайне сложно будет исправить. И отток тех, кто может принести большую пользу Вашей организации. Причем отток не только из лагеря неофитов, но и из лагеря профессионалов, которым подобная практика претит. Дополнительно Вы получаете ситуацию, когда большАя (или бОльшая) часть Ваших сотрудников работает с эффективностью близкой к нулю, затрачивая время на обучение, а Ваши высокооплачиваемые сотрудники вынуждены постоянно тратить время на обучение нулевиков постоянно минимальному уровню знаний. Роста и у тех и у других крайне мало, ибо нет смысла, цели и возможности.

Итого, еще раз озвучу основные методы решения озвученных ранее проблем:

  • Обновление материально-технического обеспечения Предприятия
  • Внедрение (не покупка) средств автоматизации в проектно-производственный процесс
  • Обновление и увеличение «кадров»
  • Повышение качества «кадров»
  • Создание на предприятии контакта поколений

И еще раз позволю себе напомнить, что последние три задачи, за предприятие никто не решит. Впрочем, это еще не все, что я хотел сказать, и по сему, если Вам не безразлична данная тема, скоро появится продолжение «мексиканского сериала»

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100