пятница, 14 января 2011 г.

Проблемы образования ВУЗы не.. интересуют*

Пока не ушел настрой я немного поругаюсь на Высшие Учебные Заведения. В какой то мере достанется и остальным, но в первую очередь ругаться буду на ВУЗы.

На этой неделе был ученый совет нашего ВУЗа, на котором освещались самые животрепещущие вопросы наступившего года. Одной из наиболее болезненных тем является прием абитуриентов. В этом году план приема существенно урезали. Не смотря на то, что все приведенные цифры можно при желании найти на сайте министерств их публичное разглашение почему то запрещено. Наверное, чтобы не началась паника. Впрочем, могу сказать, что по сравнению с планом ситуация может быть гораздо более катастрофической. Дело в том, что вдобавок к уменьшению рождаемости одно из предыдущих правительств (какое – абсолютно не важно, такую глупость могли сделать любые, да и люди то все одни и те же, только иногда флагами меняются) нашей родной необъятной незалежной родины изменило количество лет в школьной программе. Благодаря такому финту с ушами школьного образования, несколько лет будет то, что иначе как матом назвать нельзя. Для начала будет полное отсутвие выпускников, а потом их будет в два раза больше чем обычно, но опять же лишь на короткий промежуток времени. Т.е. один год без выпускников вообще, а второй в два раза больше чем было до такого неурожайного года. Я не знаю бахнет ли по нам комета, но вот то, что от такого скачка будет всем плохо – это точно. Если я правильно помню – то как раз в текущем году и не будет выпускников вообще. А значит те цифры, которые многие посчитали пессимистичными можно назвать верхом экстремального оптимизма. Особенно в совокупности с тем, что подобное обрезание затрагивает абсолютно все ВУЗы, а с учетом что за «ноль с хвостиком» абитуриентов текущего года будут бороться опять же все ВУЗы… Стоит ли напоминать, что выделяемые на ВУЗ деньги прямо пропорциональны количеству бюджетных мест? Стоит ли упоминать, что контрактники, которые давно и везде относятся к классу «Боже _имярек_ храни», обеспечивают оставшуюся выживаемость ВУЗу. Надо ли объяснять то, что если будет огромный дефицит бюджетных мест, то контрактных мест не будет, а это все в купе приведет к обрезанию огромного количества рабочих мест? А надо ли объяснять, что дикий по размерам приход абитуриентов не приведет к увеличению в следующем году количества рабочих мест, и что с этим наплывом придется бороться тем обрезанным штатам, которые остались? В других независимых осколках бывшей социалистической империи идиотизм ситуации чуть менее выражен, но остальные моменты не отстают. Просто у нас будет реальная возможность прочувствовать в сжатые сроки все то, что в других странах растягивается на десятилетия. Этакий эксперимент на крысах. Я могу ошибаться, и указанные события произойдут не в этот год и следующий, а в следующий и через год, это надобно цифры подымать, но общая картина апокалипсиса системы образования в отдельно взятой стране не сильно поменяется. Я не думаю, как некоторые пессимисты, что подобное убьет систему образования. Что убивать, если уже как минимум лет 15 наша система образования скорее похожа на зомби разной степени свежести. Разве что упокоить. Да и то, если за столько лет не умерло само под чутким руководством, то и сейчас не то чтобы выживет, но уж точно будет существовать дальше. В то, что такая встряска приведет к оживлению, я тоже сомневаюсь. Причина тому простая – была бы это запланированная акция на реанимацию, может еще и получилось что-то, а так это просто похоже на бездумное нажимание на клавиши компьютера годовалым ребенком, который даже не понимает, что он что-то может что-то этим сделать. Уж про возможность сломать игрушку он вообще не задумывается, так как еще не понимает что это такое «сломать». Так что что-то обязательно останется и у нас и у Вас. Что, и на сколько проще результат будет упокоить, чем реанимировать - я предвидеть не могу. Но то, что это всколыхнет не только сферу образования и не раз еще аукнется это точно. Достаточно просто представить, что делать с такой массой безработных. Кризис 98 года многим покажется детским лепетом (как минимум в нашей стране).

Ладно, все это лирика, а почему же я ругаться собрался именно на ВУЗы? Почему не на правительство, которое приняло подобные законы, или еще какого мифического «ктовиновата». Да потому что, о том, что это будет именно так, в ВУЗовской среде говорят уже не первый год, а правительство о нас никогда не думало - у них своих проблем хватает. А это значит, что в спасении утопающих никто кроме самих утопающих не заинтересован. А, следовательно, необходимо было немного пошевелить мозгами и прикинуть что-то к носу. Причем именно на уровне ВУЗовского начальства. Потому как те, кто ниже решить ничего не могут, даже если об этой проблеме регулярно капают на мозги власть имеющим. Но получается, что и ВУЗовскому начальство часто плевать, на проблемы ВУЗа, так как это не их проблемы.

Почему проблемы ВУЗа не являются проблемами начальства? Тут я сделаю еще одно небольшое лирическое отступление. Надеюсь что таки не большое. Давид Левин не так давно «недоуменно» проезжался по поводу того, что многие посетители форума Isicad посчитали его полезным для себя, и не посчитали полезным для своего предприятия. Я не зря взял слово недоуменно в кавычки, так как не сомневаюсь в умственных способностях главы столь успешных проектов как Ледас или Изикад. И именно на этом я и хотел бы остановиться. Практически у любого начальника в ВУЗе есть дополнительные средства к существованию – фирмы поставляющие что-то в институт по грантам, что-то ремонтирующие по тендерам, просто левые конторы занимающиеся чем угодно, просто их начальный капитал отмыт в рамках работы ВУЗа. И не только у большого начальника, но и у его ближайших родственников и знакомых. Да с проблемами в ВУЗе эффективность их бизнеса резко упадет, но они могут спокойно прожить и без ВУЗа (по крайней мере, им так кажется), а по тому проблемы ВУЗа их интересуют лишь в том ключе в котором они затрагивают проблемы их текущего удобного бизнеса и более никто не думает напрягаться, ведь остальное не их проблемы. А следовательно они не ставят знак равенства между своей пользой и пользой для родного ВУЗа. Котлеты отдельно, мухи тоже.

Теперь рассмотрим более мелкого сотрудника. Для примера укажу себя. Я не работаю нигде кроме ВУЗа и не получаю никаких левых денег с других работ. Я живу на зарплату и деньги за проекты, которые выполняются на кафедре (если грубо это преимущественно прочностные расчеты по заказам предприятий). У нас на кафедре немного отличная от других система распределения ценностей. Если на многих кафедрах есть люди типа того же заведующего и профессоров, которые просто получают процент за имя, и которых нельзя не включить в проект без проблем для себя. То у нас самым работящим является Шеф. Это не подхалимаж – Шеф даже не знает о моем блогомарательстве. Это просто факт. Да, шефу в проектах идет бОльшая доля, иначе это не поймут многие другие. Но достаточно большУю часть своих денег Шеф тратит на кафедру. Я мало видел людей, которые тратят свои деньги на других. Шеф же старается распределить деньги по паритету. Даже если кто-то не участвовал в проекте, но помог его завершению, к примеру тем, что взял на себя часть преподавательской нагрузки тех, кто выполнял проект, то он получит не только компенсацию за потраченное время но и свою прибыль с проекта. Так вот в свое время, пока меня не прижали необходимостью защиты, уровень моих доходов по проектам существенно превышал ставку преподавателя. В это время я очень хотел съездить в Снежинск на конференцию проводимую «Стрелой» по LS-DYNA. Причина тому простая – там была запланирована программа обучения. Мои же навыки были слишком скудны. Я был готов потратить свои деньги, но меня не отпустили. Потому как оплатить столь длительную загран. командировку институт не мог по причине жабы, а не оплатить – значит поиметь проблемы с налоговой. В виду некоторых других проблем «заболеть» и съездить тоже не прокатывало. От этой поездки толк бы был и для института, но не с точки зрения института. Институтскому начальству (бухгалтерии и прочим) глубоко плевать было на то буду я работать дальше в институте или нет, так что тут не прокатывает стандартная схема боязни потерять квалифицированного сотрудника. Им просто не хотелось вникать в ситуацию. И скажите, как при таком отношении я могу ассоциировать себя с ВУЗом? Если большая часть того, что делает наш коллектив: выбивая лицензии, обучая студентов, работая над проектами, посещая конференции и прочая, ВУЗу даром не нужна? ВУЗ сейчас это просто бюрократическая машина для прокорма бюрократической составляющей. Студенты, аспиранты, преподаватели – это лишь антураж для стандартного бюрократического механизма (можно даже ГОСТ написать), который позволяет ему называться учебным заведением. При этом если у предприятия бюрократический механизм не всегда может развернуться в силу показателей качества работы как эффективность, доход, качество продукции, то в образовательной системе все это настолько надуманные понятия, которые фиксируются лишь на бумаге, которая все стерпит…. Что просто становится страшно.

Я не против бюрократии, но я против «бюрократии ради бюрократии». А именно это я вижу, общаясь с представителями разных ВУЗов нашей некогда необъятной родины.

Так вот именно по причине того, что ВУЗам не важны проблемы, которые видят все и так, и не происходит никаких изменений. Давайте рассмотрим стандартный вопрос. ВУЗовское начальство очень кичится тем, что трудоустраивает 100% своих выпускников. Что на деле это значит? На деле это значит, что фиг выпускник получит свои документы пока не принесет справку о своем трудоустройстве. Не важно где, абы была отчетность. Хоть в ЧП имени себя. Что начальство, которое отдало такой приказ, не понимает, что оно никого не трудоустраивает? Ой, не смешите пиксели своего монитора. Оно свято верит, что оно решило проблему. И не важно, что страусиным методом. За 20 лет с должным упорством можно и в бетонном полу сделать подходящую дырку подходящее технологическое отверстие для головы. Идем дальше, многие в ВУЗах кричат о проблемах с образованием из-за того, что предприятия не идут на встречу ВУЗам (я и сам такой же). Это звучит по разному: не берут выпускников, не дают делать реальные проекты, не берут на стажировку. Мол, если бы они шли на встречу то получали бы подготовленного студента, а так вторсырье. Да поймите Вы наконец, что предприятию, фирмам, компаниям, концернам, ЧП, и прочим живущим в рыночных условиях НЕКОГДА учить вторсырье. Да, сейчас они этим занимаются, потому что выбрать не из кого. НО это не их вопрос. ОНИ НЕ УЧАТ и НЕ ДОЛЖНЫ! У них нет на это времени. Им нужны готовые работники. Потому что для них работники – такое же сырье, как и метал пластик и прочее. Ладно, не сырье, а капиталовложение. Но им нужны работники, которые могут быть капиталовложением. А не 20 летние оболтусы, отличившиеся от сверстников только надписью о названии специальностей на корочке о том, что последние 5-6 лет они не просто них.. ничего не делали, а ничего не делали именно в ВУЗе. Потому что и эти оболтусы, и эти готовые работники – это наша продукция - именно ВУЗов! Потому что у нас у ВУЗов больше нет ни одной причины для существования. Науку сюда можно не приплетать, потому что это вторичный для ВУЗа продукт, который могут делать и в отрыве от образовательного процесса те, кто в названии имеет производные от слова «наука». А образовательные учреждения должны заниматься именно обучением, именно подготовкой. И это не заводы заинтересованы в качестве выпускников, а мы - ВУЗЫ. Я не знаю, каким шрифтом это надо написать, чтобы это было хотя бы прочитано. А раз МЫ (ВУЗы) в этом заинтересованы то давайте не будем морочить я.. голову господам, связанным с производством, у них и своих проблем хватает. В конце концов, Предприятию глубоко все равно сколько лет специалисту 20 или 40, если ему нужен специалист он наймет его. А вот Мы (ВУЗы) крайне заинтересованы в том, чтобы именно НАШ (ВАШ) 20 летний выпускник мог считаться специалистом. И именно Вам (нам) нужно обеспечить контакт с промышленностью, потому что промышленность выживет и без нас – без ВУЗов. Плохо, но выживет, а вот ВУЗы без промышленности никому нах.. не нужны. Поймите Вы наконец, что если ВУЗы не смогут обеспечить должную квалификацию, то всегда найдутся посредники, которые научат именно тому что нужно. Да, для предприятия это будет стоить дороже. Но это будут спецы, а не черт знает кто. Да, сейчас уровень многих посредников низок и они не могут обслужить промышленность, но это единственная причина по которой гос. образование до сих пор живо. Но поймите, что эти посредники так же живут в острой конкуренции рыночных условий, а это значит жесточайший отбор всех недееспособных. И через какое-то время государству может оказаться проще признать государственными несколько успешных частных ВУЗов, и распустить всю текущую богадельню к мракобесам. Я сейчас говорю не о наших любимых чиновниках которые думают только о себе, а о гипотетически возможном нормальном гос.аппарате. И это будет лучший вариант, потому что в остальных всем на все начхать.

Возвращаясь к любимым тезисам ВУЗовщиков. Многие представители образования страстно рекомендуют промышленности воспитывать себе будущих сотрудников начиная с младших курсов (естественно делать это именно в их институтах и в их кафедрах). Тогда, мол, к последнему курсу это уже будет вполне готовый специалист. Ну, хотя бы, посмотрите на наших «бакалавров» и подключитесь на последних этапах. Уже не полная белиберда получится, и то Вам проще.

Я не собираюсь спорить с этим утверждением. Оно по умолчанию “true”. Я не собираюсь напоминать, что в подобном контакте в первую очередь заинтересованы именно ВУЗы. Этот вопрос я уже достаточно долго жевал. Я даже не затрону тот момент, что предприятие не может подготовить специалиста без всесторонней помощи со стороны профессиональных преподавателей в виду разных задач между промышленностью и образованием. Последний тезис не противоречит тому, что сейчас работоспособными являются только те, кто научился многое делать самостоятельно, и в некоторых предприятиях/фирмах структура обучения поставлена лучше чем в ВУЗе, ведь я ориентируюсь на общие тенденции.

Так вот я хотел затронуть другой момент. При всей истинности последнего утверждения, я все же обругаю ВУЗы. Потому что эту же фразу надо применить и к нам – к системе высшего образования. Точно так же, как для промышленности и коммерции наши выпускники являются входным сырьем, и промышленность заинтересована в качестве входного сырья. Точно так же для нас для высшего образования аналогичным сырьем является продукт выпуска системы среднего образования. Те самые абитуриенты, те самые недавние школьники. Да мы много говорим о том, что уровень образования в школе крайне низок, но тоже самое говорит и промышленность по отношению к уровню образования в Вузах. И если им мы предлагаем поучаствовать в системе обучения, при учете, что это не их задача, то какого почему мы не пытаемся себе подготовить сырье. И учтите, что промышленность, которую мы пытаемся привлечь к учебному процессу от него далека, а мы занимаемся тем же что и в школе. И не смотря на это мы этим не занимаемся, а только сетуем на низкое качество исходного материала.

Вот только не надо мне сейчас напоминать про подготовительные курсы при институтах. Они сейчас во многом либо система выкачки дополнительных денег, либо система упрощающая поступление в ВУЗ. И по другому их не рассматривают ни родители ни школьники ни ВУЗы. И плевать, что сейчас все «Единое» и «независимое» всем хорошо видно, что одно другому не мешает. И не надо говорить о разовых посещениях школ в районе проживания с раздачей рекламно-информационных листовочек. Я же говорю о реальных действиях направленных на то, чтобы заинтересовать тех, кто может учиться, дать им хотя бы мотивацию, если не знания.

Я уже писал в комментариях к чужим сообщениям, что при союзе был достаточно высокий процент выпускников ВУЗов готовых к нормальной профессиональной деятельности. И дело не в том, что система высшего образования была лучше. А в том, что было меньше разрывов во всей системе образования, было больше примеров взаимодействия между школой, вузами ПТУ, техникумами, предприятиями. И дело было в том, что в Союзе было огромное количество кружков по интересам, где человек, который мечтает создать самолет или танк или корабль или автомобиль да что угодно, мог это сделать еще в 10-14 лет. Пусть это будет уменьшенная копия, пусть в ней многое понарошку, но основное – умение думать, умение искать информацию, умение работать, вообще, умение работать с тем, что есть и не падать духом, если чего-то нет, умение работать в команде, умение терпеть и ждать, умение идти от простого к сложному. Так вот все это было. И именно понимание того, что в ВУЗе тебе дадут то, что позволит тебе сделать не игрушку (пусть даже летающую), а реальную вещь, которой будут пользоваться потом многие.. Именно это отличало образование при Союзе от того, что есть сейчас. Очень большая часть советского образования была построена не на том, что давали в институтах, а на том, что студент мог взять сам из книг и жизни, главное чтобы только захотел. А сейчас у нас самообразование только на бумаге, потому что желания у студентов такого нет. Я не идеализирую Советское образование, но я и не о том. Если мы хотим сделать лучше наших студентов – необходимо начинать со школы. Причем начинать именно нам – работникам системы Высшего образования. И не потому даже, что это никто не сделает кроме нас, а потому что в реальности мы единственные кто в этом обязан быть заинтересован. Остальные имеют право, но не обязанность. И именно из-за того, что Мы (ВУЗы) начиная с нашего высшего начальства и заканчивая студентами, забыли о своей прямой обязанности я и ругаюсь на ВУЗы. Ведь все проблемы с рождаемостью, со скачками количества абитуриентов, с потребностями промышленности – все это не такие и невидимые вопросы. Просто мы привыкли, что можно существовать их не замечая. А расплачиваться если и не нам, то нашим детям, которые будут жить в домах построенных текущими специалистами, будут лечиться текущими учениками в клятвопреступники Гиппократа и прочее и прочее.

Я не предлагаю представителям промышленности забыть о том, что они тоже заинтересованы нормальных спецах-выпускниках, а значит нужно поддерживать ВУЗы различными способами. Я не предлагаю школе полностью забить на образование своих школьников так как это нужно ВУЗам, я просто предлагаю ВСЕМ не сваливать свои интересы на других, а постараться извлечь выгоду из взаимного сотрудничества, ведь так мы решим нашу главную проблему ту, которая потом может и с дорогами разберется.

При всем пафосном критиканстве, которое тут приведено, хотел бы выразить свое искреннее восхищение шагом коллег из Уфы (подробнее тут и тут). Я не знаю получится ли Вам задуманное, но браво и так держать.

*Перефразировано изречение: Проблемы индейцев Шерифа не волнуют.

3 комментария:

  1. Спасибо за лестный отзыв в нашу сторону.
    Хочу отметить, что Шеф у вас замечательный, не все могут таким похвастаться.
    А на счет возникшей у нас идеи стажировки - это немалый опыт в коммерческих структурах и амбициозность молодых сотрудников. Шаг довольно рискованный и есть много внутренних проблем (которые впрочем четко и ясно описаны в вашем посте), но мы надеемся хотя бы на 20% отдачу)
    С уважением, snowyhedg

    ОтветитьУдалить
  2. Sad, but true.

    Хотя я бы такую публикацию вешать побоялся..

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100